top of page

СВОБОДНЫЕ СЕМИНАРЫ:

МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА

 

Джен Хенс и Джен Винер "Аналитик в бухгалтерии. Деньги как символ и реальность в анализе"

Источник публикации: тексты РОАП (http://www.roapinfo.ru/article_01.doc)

 

Вспомогательные вопросы:

 

  • Тема денег в анализе: чем она привлекает?

  • Почему деньги - материал для мощных проекций?

  • Тень: аналитик между Храмом и Рынком.

  • Как проявляется Трикстер в денежных отношениях в анализе?

  • Нам платят за беспокойство?

  • Как мы видим себя себя в денежных отношениях с клиентами?

  • Деньги - любовь - зависимость: как видится напряжение между ними?

  • За что мы берем оплату?

  • Пропущенные сессии: брать или не брать оплату - вечный вопрос...

  • В чем состоит интеграция Тени в рамках «денежной темы»?

 

 

Грег Могенсон. "О Юнге и горевании: после-жизнь образа"("Spring", №71, 2004).

Источник публикации: библиотека МААП (http://www.maap.ru/Reading/Mogenson_Jung&gore.htm).

 

 

Вспомогательные вопросы:

 

  • Образ и психика в концепции К.Г. Юнга. Психический и «физический» факт. Нередуцируемость образа к физическим сенсорным впечатлениям. Реальность религиозного и мистического опыта.

  • Тема горевания как свидетельство автономности духа. Архетипичность фантазии о жизни после смерти.

  • Взгляды Фрейда на причины  актуализации образа умершего человека.

  • Символический Другой. Архетипическое (коллективное) измерение образа умершего.

  • Образ умершего как переходный феномен. О достоверности диалогов с мертвыми.

  • О технике работы с образом умершего. Выслушивание мертвого или редуктивная интерпретация отношений при жизни?

  • Имагинативный подход к гореванию. Автономность и трансформация образа умершего как результат непредвзятого внимания (интереса) к нему. Причины «застревания» в горевании: исторический аспект образа умершего (память) против живой жизни образа. Образ умершего: освобождение от прижизненноей роли как источник психологических изменений горюющего. Смерть как новое открытие Другого. Нарциссическая составляющая в горевании (Фрейд).

  • Смерть и процесс индивидуации.

  • Чего хотят мертвые? Образ «снова живого отца»: поэтическое, «воображемое присутствие». Как воздействует адекватно воспринимаемый после-образ на процесс горевания? «Фрейдовский» отец как объект и как прижизненная поэтическая, воображаемая фигура.

  • Теневой аспект процесса горевания: «изобретая умершего». Идеализация умершего как его отвержение. Избыточный катарарсис как игнорирование умершего: «Почему ты отвергаешь меня своими слезами?». «Мы чувствуем себя покинутыми или это они чувствуют это в отношении нас?»

  • Горевание и поэзия. Цели горевания по отношению к умершему.

  • Сообщество мертвых: воскрешение в психике, семья по принципу духовного родства. Почему трудно оплакать Фрейда? Что ищут мертвые в дне сегодняшнем?

  • Горевание как культурная активность.

  • Элегическое сновидение. Два типа сновидений о взаимодействии с умершим. Патос. Воздействие процесса горевания на сексуальное желание. Сновидение об Эвелин.

  • Горевание как средство преодоления эдиповых фиксаций («Назад в будущее»).

  • Психологическая потребность в контакте с мертвыми и для мертвых. Демифологизация смерти и ее последствия для живущих и умерших. Важность формулирования мифа о смерти для полноценного проживания жизни. Полноценное горевание как процесс мифологизации жизни после смерти.

 

Общее впечатление: Очень интересная работа. Деликатная, проникновенная, неожиданная и серьезная. Обладает выраженной практической значимостью. В рамках образовательного проекта по глубинной психологии может быть рекомендована в качестве дополнительного источника в курсах "Толкование сновидений", "Имагинативные техники". Как основной источник может быть использована в теме "Депрессивные расстройства". Формат: 4 академических часа при наличии вопросов к семинару.

"Нарциссизм и трансформация личности"

Первая «трудная работа» в рамках проекта «Свободные семинары» - «Нарциссизм и трансформация личности» Натана Шварц-Саланта. Общая продолжительность работы над материалом - примерно пять месяцев (с 7 октября 2008 по 10 февраля 2009). Общее количество семинаров по данной работе - три. Вспомогательные вопросы: отсутствуют.

 

Источник публикации: Шварц-Салант Н. Нарциссизм и трансформация личности. М.: Независимая фирма «Класс», 2007.

 

График семинаров:

 

7. 10.2008. «Введение» и первая глава «Первая стадия трансформации: клинические аспекты;

 

25. 11. 2008. Глава 2 «Мифология на первой стадии процесса: трансформация маскулинности»; и глава 3 «Разновидности связи с бессознательным: соматическое и психическое бессознательное»;

 

10. 02. 2008. Глава 3 «Разновидности связи с бессознательным: соматическое и психическое бессознательное» и глава 4 «Мифология на второй стадии трансформации».

 

Общее впечатление: материал сложный, но очень интересный. Имеет очевидную практическую ценность. Служит смысловым мостом между клиническими моделями, алхимическим дискурсом и мифологией. Наибольший интерес вызвала третья глава («Разновидности связи с бессознательным: соматическое и психическое бессознательное»). В рамках образовательного проекта по глубинной психологии, данной работе (в формате учебного семинара) имеет смысл отвести 6 (+2) академических часа, при наличии четко структурированных вопросов.

bottom of page