Выдержки из доклада:
"...когда мы чего-либо или кого-либо желаем, наше желание всегда осуществляется в контексте того или иного действующего архетипа. Даже наше самое примитивное из желаний – мифологично и нарративно в своей архетипической основе.
Например, несколько человек в комнате хотят яблоко, лежащее в центре на столе. Но для одного получение этого яблока может символизировать вознаграждение за лишения и мытарства, которые он претерпел ранее; для другого – акт поедания яблока выразит тайную страсть к любимой. Для третьего человека, съеденное яблоко – это долгожданная пища для истощенного внутреннего зверя; для четвертого, этот плод – яблоко раздора, повод или причина для ссоры между всеми присутствующими в комнате; для пятого – щедрый, богатый сосок материнской груди, предназначенной только ему одному… Возможно, сколько присутствует людей в комнате, столько действует архетипических сюжетов. И вполне может оказаться, что для подавляющего большинства присутствующих в комнате людей, желание съесть яблоко – это просто банальный голод, о мощном символическом контексте которого они не имеют никакого представления".
"...однажды, добившись, наконец, объекта своего желания, мы на короткое время зависаем на полюсе Обладания. И момент триумфа – это и момент катастрофы. Воплощение архетипически обусловленных ожиданий в человеческой действительности ограничено способностью эго выдерживать контакт с экстатическим опытом. Хотя мы знаем о попытке Фауста схитрить, «остановить прекрасное мгновенье»: «Когда воскликну я: «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой! … Пусть станет стрелка часовая, и время минет для меня»[1]. Попытка задержаться на пике Обладания – это, собственно, и есть глубинная мотивация Фауста в его сделке с Мефистофелем. Но главное все-таки в другом: когда мы добираемся до полюса Обладания, воплощение бессознательного содержания в объекте желания достигает своего максимума. И на внешнем плане ему больше нечего делать – эта цель достигнута. Маятник с максимальной амплитудой отправляется обратно, Большое или полное Обладание сменяется большим Обломом, а внешний план реальности желания свертывается вовнутрь.
На всякий случай, еще подчеркнем: настоящий Облом наступает не тогда, когда нам отказали, а тогда, когда наше желание на самом деле исполнилось..."
Роман Кононов: "От всей души благодарю челябинских коллег за традиционно теплый прием!"
[1] Гете И.В. Фауст. I: 4.