Вольфганг Гигерих (род. в 1942 г. в Висбадене, Германия) – философ, психоаналитик юнгианского направления. Много лет занимался клинической практикой. Автор работ по глубинной психологии. В своих философских воззрениях испытал влияние идей Хайдеггера и Гегеля. Публикуемый текст представляет собой главу книги В. Гигериха «Атомная бомба как действительность нашей души», первого тома «Психоанализа атомной бомбы» (Psychoanalyse der Atombombe, 1988), перевод которой готовится к изданию на русском языке.
"После длительной обращенности-спиной к смыслу и идеалу действительно произошедшего, мы видим себя снова поставленными перед необходимостью утвердиться в действительности, и вместе с этим познать ее изнутри, как психический образ. Однако этому противостоит мощное препятствие, которое мы должны сначала распознать, прежде чем нам удастся проникнуть к сущностному образу времени. Обращенность-спиной как будто материализовалась или воплотилась. Она больше не позиция или положение человека по отношению к…, а проявление фактического характер объективного мира в целом. Она предъявлена тем фактом, что нам дана не одна, а две различные действительности.
Например, атомная бомба, в соответствии со своей онтологической сущностью, кажется физико-технической вещью. За то, как она конструируется, ремонтируется, приводится в действие или разряжается, отвечают техники. И напротив, по общепринятому мнению, психология, например, имеет дело лишь с тем, из каких вытесненных комплексов современного человечества эта техническая вещь вообще могла быть изобретена и изготовлена, какие воздействия она оказывает на душевную жизнь и как, с одной стороны, обходиться с нашими образами врага, и нашими страхами перед уничтожением, с другой. Хотя техническая вещь имеет своей причиной психические мотивы людей и, со своей стороны, тоже воздействует на психику, но сама она не есть нечто психическое. Только мой страх перед атомной бомбой имеет психический характер, но не она сама. Атомная бомба вызывает во мне страх, но вследствие этого все еще не является частью психической действительности, а остается снаружи как чисто внешняя физическая действительность. Психология находится снаружи по отношению к атомной бомбе, а атомная бомба – по отношению к душе."