ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОЧНОГО СИМВОЛИЗМА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

 

КЛИНИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ЮНГИАНСКОГО АНАЛИТИКА БЕРНАРДА САРТОРИУСА (IAAP)

 

Семинар состоялся: 10 ДЕКАБРЯ 2014

Бернард Сарториус – доктор теологии, выпускник Института К.Г.Юнга (Цюрих), обучающий аналитик и супервизор Международной Школы Аналитической психологии ISAP (Швейцария). Среди его публикаций «Эрос и Психея: 

    

"Синий светоч" Бернарда Сарториуса,

или Пострелиз 

клинического семинара "Использование сказочного символизма в аналитической работе"

 

   10 декабря 2014 состоялся первый в истории Уральской Ассоциации Аналитической Психологии и Психоанализа семинар приглашённого иностранного специалиста – юнгианского аналитика Бернарда Сарториуса (Швейцария). Готовясь к этому мероприятию, мы сильно волновались, но все наши усилия принесли щедрые плоды: состоявшийся семинар оказался глубоким, интересным и очень продуктивным в плане теории и практики.

новый взгляд», «Мекка и/или смерть», «Церковь Православная». Племянник выдающегося швейцарского религиозного мыслителя Карла Барта, который вместе с Паулем Тиллихом и др. считается основателем диалектической теологии.    В молодости он сам служил протестантским пастором.

   Изучал богословие в Женеве, закончил Институт К.Г.Юнга в Цюрихе, имеет 30 лет аналитической практики. Ведет активную лекционную и преподавательскую деятельность в разных странах.
   Является автором книги «Православная церковь», множества статей по архетипической психологии по темам символизма и религиозных различий между исламом и Западным миром.  В последнее время его научные интересы направлены на исследование роли религии – ислама, в частности, – в современном мире и будущем развитии психологии и выживании нашего общества.    Помимо психологии религии и протестантской теологии, пастор Сарториус является специалистом по русскому православному богословию, курс которого прослушал в США.
   Бернард Сарториус участвовал в VI Международной конференции МААП "Мудрость Души. Теория и практика юнгианской психотерапии" (Москва, октябрь 2011).

   Бернард Сарториус – обучающий аналитик и супервизор Международной Школы Аналитической психологии ISAP (Швейцария). Его более чем 30-летний опыт аналитической практики отчётливо проступает во всех его комментариях и толкованиях, раскрывая специфику его профессионального видения. 

   Бернард – отличный лектор, что неудивительно, учитывая его многолетнюю преподавательскую деятельность в разных странах. Даже естественные задержки, связанные с необходимостью перевода, не создавали разрывов в ткани его рассуждений, в которые со своей стороны активно включалась аудитория. Переводчику временами приходилось несладко, потому что Бернард предпочитает транслировать материал большими кусками. Но к нашему общему удовлетворению, она вполне с этим справилась, кроме того, английский Бернарда был достаточно понятен и без специальных усилий со стороны переводчика. Последнее обстоятельство существенно облегчило общение с ним за рамами семинара – в ходе экскурсии и культурных мероприятий. Особенное впечатление на швейцарского гостя произвёл Каслинский павильон и посещение Ганиной Ямы – места, где были обнаружены останки царской семьи. По его словам, именно там как будто можно ощутить последнее дыхание российской монархии.

   Клинический семинар «Использование сказочного символизма в аналитической работе» состоял из трёх тематических блоков. В первом блоке Бернард предложил обсудить совместно с аудиторией юнгианский подход к сказу Павла Бажова «Синюшкин колодец», хорошо знакомого любому уральцу (и не только), второй был посвящён супервизиям, третий представлял собой лекцию «Молчание бога». Перед приездом Сарториус попросил организаторов подобрать какую-нибудь сказку для своего семинара. «Синюшкин колодец» был выбран, во-первых, из-за уральской специфики, во-вторых, из-за присутствия образа колодца – глубинного символа связи с коллективным бессознательным; именно в этом качестве колодец присутствует на эмблеме УрААПП. 

   Удивительно, что сказка «Синий светоч», которую Бернард Сарториус использовал в своей лекции «Молчание бога», по многим деталям совпала со сказом Бажова: тот же колодец, ведьма и голубой (синий) цвет, а также мужчина, вступающий с ней в трансформационное взаимодействие!

   Обсуждение «Синюшкиного колодца» было очень глубоким и живым. Бернард уделял много внимания самым, казалось бы, незначительным деталям сказа, которые при таком подходе раскрывали удивительную практическую ценность архетипического материала. Например, та часть сказа, где главный герой пошёл на прииск напрямки, в результате чего завяз в болоте и наткнулся на Синюшку с её колодцем, была интерпретирована Сарториусом как совершенно естественное и постоянное стремление эго достичь всего быстро и напрямую: быстро получить желаемое, быстро исцелиться и т.п., что неизбежно приводит бессознательное в состояние констелляции и вызывает депрессию, но при этом и открывает глубинные смыслы, имеющие куда бóльшую ценность, чем первоначальная быстрая цель эго. Жаль, что из-за ограниченности времени и синхронного перевода не удалось столь же подробно разобрать весь сказ, но и того, что аудитория получила, оказалось более чем достаточно для обновления теоретического взгляда и практического подхода к юнгианской интерпретации сказки.

   Супервизии снова показали Сарториуса как очень контактного, открытого к взаимодействию собеседника и глубоко понимающего специалиста, уделяющего особенное внимание сновидениям клиентов. Он использовал широкий теоретический спектр: как классический юнгианский, так и фрейдисткий подходы, а также привлекал идеи Мелани Кляйн к рассмотрению одного из случаев супервизии. Кроме того, он использовал двухчасовой формат супервизии одного случая. В ответ на вопросы организаторов о целесообразности он сослался на необходимость времени на перевод и возможность привлекать ресурсы группы. Заметив наше замешательство, он лихо выпятил большой палец и заявил: «Всё будет просто отлично!». И оказался прав! В супервизии времени хватило на всё – и даже на небольшие теоретические отступления, напоминающие мини-лекции. Немного жаль, что по просьбе супервизандов эта часть семинара не была записана на видео.

   Концентрация внимания на сновидениях придавала динамики истории клиентов, связывая в единую смысловую линию прошлое, настоящее и аналитическую ситуацию. Кроме того, Бернард раскрыл свой интерес к астрологии как вспомогательному инструменту анализа, подчеркнув неизбежность некоторых деструктивных взаимодействий детей и родителей, основанных на отсутствии точек соприкосновения их гороскопов. Конечно, нам как юнгианцам, вслед за отцом-основателем, можно использовать астрологию как инструмент в своей работе, но нам всё ещё непросто преодолеть некоторое внутреннее замешательство от ее использования в своей повседневной практике. Из-за некоторой статичности и даже отчасти замкнутости метода, астрология воспринимается как некая смысловая реальность, параллельная аналитическому динамическому подходу к психическому миру. Бернард, тем не менее, считает, что астрология – это один из способов привнести фактор неодолимости судьбы в понимание динамики клиентов; как некое обстоятельство, которое трудно и даже невозможно преодолеть, и можно лишь учитывать их влияние. Бернард предлагает рассматривать гороскоп также, как и сновидения – с символической точки зрения, – и приветствует попытку клиентов упорядочивать свой опыт с его помощью.

   Лекция «Молчание бога» произвела впечатление хорошо продуманного, выдержанного сообщения, в том числе основанного на личном опыте изучения теологии. Бернард Сарториус – специалист по богословию и сравнительному религиоведению, в молодости он исполнял обязанности протестантского пастора. Особый интерес и активность аудитории вызвали две идеи Сарториуса: интерпретация голубого/синего цвета из сказки «Синий светоч» и момент, когда бог нарушает молчание.         Несмотря на то, что время семинара уже подошло к концу, участники продолжали задавать вопросы и высказывать свои комментарии по поводу идеи интеграции противоположностей белого-чёрного в синем цвете и переходных периодов в развитии человечества, когда пророки могли слышать глас божий.

   Уже после завершения семинара и вручения сертификатов Бернард Сарториус дал часовое интервью альманаху глубинной психологии «Temenos», и оно, конечно, будет опубликовано в следующем, седьмом номере.

   К нашему весёлому удивлению, Бернард попросил себе сертификат семинара – на память о своём пребывании в Екатеринбурге.

   Для нас как юнгианцев большое значение имеет акт передачи «духа подхода», берущего своё начало в личности и опыте Юнга, и передающегося от одного поколения юнгианцев другому. И в этом смысле, Бернард Сарториус – юнгианец второго поколения, ученик Марии-Луизы фон Франц и Адольфа Гуггенбюля-Крейга, несомненно, эту передачу осуществил, одухотворив своим присутствием уральское аналитическое движение.

   Семинар вызвал искренний интерес у всех участников и, благодаря щедрости и открытости его ведущего, позволил прикоснуться к интеллектуальному и духовному наследию К.Г. Юнга. Мы под впечатлением! 

 

 

 

Организационный комитет 

семинара в составе:

 

Куратор внешних связей УрААПП: 

Любовь Арефьева 

 

Организационное сопровождение:

Ольга Лалаянц

Роман Кононов

Татьяна Каблучкова

Екатерина Терентьева

Елена Шабалина