ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ УРААПП

 Настоящий кодекс распространяется на всех индивидуальных членов УрААПП. Все индивидуальные члены УрААПП должны быть осведомлены и согласны с настоящим кодексом.

 

Аналитические психологи и психоаналитики (в дальнейшем – Психологи) должны в своей работе вести себя в соответствии законами Российской Федерации и этическими стандартами настоящего Кодекса, в качестве главной ценности признавая интересы своих клиентов. Эта ответственность является наиболее существенной составляющей статуса Психолога.

Кодекс является практическим инструментом, регулирующим основные аспекты деятельности Психолога. С течением времени, Кодекс может быть доработан с учетом изменившихся реалий практики.

 

1. Ответственность Психолога за себя

  1. Психолог организует свою практику в соответствии со своей подготовкой и готов по мере необходимости обращаться за супервизорской помощью.

  2. Психолог несет ответственность за поддержание удовлетворительного уровня своей профессиональной компетентности и дальнейшей подготовки по мере необходимости. Психолог может заявлять только о том уровне профессиональной подготовки и опыте работы, которыми он располагает в действительности.

  3. Психолог осознает свои физические и психологические ограничения и несет ответственность за поддержание своего физического и психического здоровья. Психолог не должен работать с Клиентом, находясь под воздействием алкоголя или психоактивных веществ, а также в состоянии физического или психологического неблагополучия (болезни), которое существенно влияет на его способности к продуктивной практической работе.

  4. Ситуации, в которых Клиент тем или иным образом вынуждает Психолога нарушить Кодекс, могут послужить легитимным основанием для Психолога прекратить работу с данным Клиентом.

 

2. Отношения между Психологом и Клиентом. Ответственность перед Клиентом.

  1. Психолог при любых обстоятельствах уважает клиента как целостную личность и избегает прямого вмешательства в его жизнь, выходящего за рамки аналитической работы.

  2. В начале аналитической работы Психолог разъясняет клиенту условия: время, место, частоту встреч и их стоимость, установленную на данный момент. Все финансовые отношения между Психологом и Клиентом ограничены только рамками аналитической работы. Правила оплаты пропущенных сессий должны быть внятно донесены до Клиента до того, как возникнет необходимость оплачивать пропущенную сессию. В случаях, когда оплата производится третьей стороной, этот аспект также должен быть обсужден заранее и согласован с Клиентом. Если Клиентом является ребенок, то вопрос о пропущенных сессиях должен быть обсужден как с родителями (опекунами), так и с самим ребенком в доступной для него форме.

  3. Психолог проводит аналитическую работу только на платной основе. В случае временных финансовых затруднений у Клиента и невозможности своевременной оплаты им следующих сессий Психолог может принять решение об отсрочке платежа в разумных пределах и в разумные сроки, в обязательном порядке обсуждая эти вопросы с Клиентом.

  4. Во время аналитической работы все социальные и дружеские контакты Психолога с Клиентом должны быть сведены к минимуму. Если возникают двойные отношения типа «Клиент/Студент – Психолог/Преподаватель», их особенности и ограничения должны быть разъяснены Клиенту в начале анализа. По окончании анализа следует также иметь в виду возможность продолжения переносных чувств и быть осмотрительными в социальных контактах с бывшими Клиентами.

  5. Контакты с третьей стороной (родственниками, друзьями и врачами Клиента) должны осуществляться только с ведома и согласия Клиента, за исключением таких обстоятельств, как вне-аналитическое вмешательство, когда Клиент представляет опасность для других или себя самого. 

  6. Конфиденциальность и сохранность анонимности Клиента являются вопросами первостепенной важности. Психологу не следует делиться конфиденциальной информацией, касающейся Клиента, с третьими лицами, не имеющими прямого отношения к аналитической работе без согласия на то самого Клиента или родителей (опекунов), если Клиент является несовершеннолетним. Вся информация об особенностях жизни Клиента, включая его имя и факты, ставшие известными в ходе работы, строго конфиденциальна. С особенной осторожностью следует подходить к публикации клинического материала и его презентации на клинических семинарах и конференциях. Личная информация, на основе которой Клиент может быть идентифицирован, должна быть изменена таким образом, чтобы знающие его люди не смогли опознать его. Следует уважать просьбу Клиента не публиковать и не обсуждать его случай в качестве учебного материала. Исключение составляют случаи судебного разбирательства, а также ситуации, когда ограничения конфиденциальности должны быть сняты в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этих условиях любое нарушение конфиденциальности должно быть сведено к достаточному минимуму.

  7. Ограничения, связанные с сохранением конфиденциальности и анонимности Клиента, не распространяются на профессиональную супервизию и/или интервизию в группе, члены которой придерживаются принципа конфиденциальности. Тем не менее, Психолог должен с особой ответственностью, осторожностью и пониманием супервизировать клиентов, которые (или члены семей которых) известны участникам супервизорской группы. В особенно сложных обстоятельствах Психологу рекомендуется воздержаться от разбора таких случаев в группе и прибегнуть к индивидуальной супервизии.

  8. Если Клиентом является несовершеннолетний и Психолог сталкивается с потенциальной опасностью серьезного самоповреждения или суицида со стороны Клиента, Психолог обязан предпринять необходимые меры. В экстренных ситуациях эти меры могут включать информирование родителей (опекунов), даже если это нарушает конфиденциальность Клиента. В этих обстоятельствах любое нарушение конфиденциальности должно быть сведено к минимуму, необходимому для предотвращения опасности для несовершеннолетнего клиента.

  9. Психолог должен воздержаться от сексуальных и дружеских отношений с Клиентом и получения личной выгоды в любой форме, которая выходит за рамки аналитического контракта. Психолог не вправе прерывать аналитическую работу с целью вступления в сексуальные или дружеские отношения с Клиентом.

  10. Психологу следует избегать всех форм эксплуатации Клиента и его семьи и держать под контролем собственные интересы и желания в отношении Клиента. В том числе Психолог не должен поощрять дары и подношения со стороны Клиента и его семьи.

  11. Психолог должен воздержаться от применения физического и морального принуждения в работе с Клиентом. Использование физических средств удержания допустимо лишь в случаях открытой физической агрессии со стороны Клиента во избежание причинения травм Психологу.

  12. Психологу не рекомендуется в одностороннем порядке прекращать лечение без специального обсуждения с Клиентом или, если Клиент несовершеннолетний, с его родителями.

  13. Психологу не рекомендуется брать в анализ участника образовательных программ до завершения отношений «преподаватель-студент».

  14. Психологу не рекомендуется вести одновременную индивидуальную аналитическую работу с членами одной семьи, близкими родственниками и друзьями, связанными значимыми отношениями. Психолог может озвучить Клиенту ограничения, налагаемые этим пунктом на его практику, а также порекомендовать других специалистов упомянутому кругу лиц.

 

3. Отношения с коллегами

  1. Психолог должен выстраивать коллегиальные отношения на основе вежливости и уважения, воздерживаясь от пренебрежительных оценочных комментариев как в личном общении, так и в публичном поле. Психолог не должен распускать и поддерживать слухи о своих коллегах. В случае критического высказывания Психолог должен отдельно представить факт и свое мнение о нём.

  2. Психолог, собирающийся принять обратившегося к нему клиента, с которым в данное время продолжает работать коллега, может это сделать только с ведома коллеги, за исключением очевидных и веских противопоказаний к тому.

  3. Если Клиент выражает желание перейти ко второму Психологу, но не завершил анализ у первого в соответствии с их договоренностями и правилами, о чем сообщил уведомленный первый Психолог, то второму Психологу следует воздержаться от начала работы с этим Клиентом до завершения им анализа. Рекомендуемый срок для завершения предыдущего анализа зависит от того, сколько длился анализ, и составляет от месяца до полугода. Исключения составляют ситуации, когда: а) такой переход признан обоими Психологами обоснованным, исходя из интересов Клиента; б) когда Клиент прерывает анализ вследствие нарушающих ЭК действий работавшего с ним Психолога.

  4. Психолог добросовестно ссылается в своих статьях и докладах на коллег и другие источники во избежание плагиата.

  5. Психолог не должен делать явных и тем более официальных заявлений от имени УрААПП, если не уполномочен на это действующим Правлением.

 

4. Отношения между супервизором и супервизантом

  1. Психолог не может быть одновременно супервизором и аналитиком у одного и того же Клиента. Супервизор и аналитик должны оставаться каждый в рамках своего функционала. В тоже время, наличие элементов супервизии внутри аналитической сессии допустимо по обоюдному согласию Психолога и Клиента в контексте обсуждении их влияния на анализ.

  2. Супервизор организует свою практику, избегая ситуаций использования своего авторитета для вовлечения супервизанта в сексуальные, дружеские и любые отношения, направленные на извлечение выгоды. Действие этих ограничений распространяется на первые полтора года после завершения отношений «супервизор-супервизант». Но и в последующих социальных взаимодействиях возможные неразрешенные переносные переживания должны учитываться бывшими участниками отношений «супервизор-супервизант».

 

5. Отношения Психолога с Этическим Комитетом.

  1. Если Психолог узнал о неэтичном поведении коллеги, он в первую очередь обращается к нему за разъяснениями и, если это необходимо, требует прекратить такое поведение. Если по причинам, связанным с конфиденциальностью, сделать это напрямую невозможно, Психологу следует обратиться к председателю Этического Комитета. Психолог, узнавший о факте этического нарушения коллеги, несет ответственность за информирование Этического Комитета.

  2. Если Психолог, вызванный в Этический Комитет для прояснения ситуации предполагаемого нарушения Кодекса, уклоняется от встречи, его отказ от благонамеренного сотрудничества может быть основанием для взыскания за неэтичное или непрофессиональное поведение. Такой отказ от сотрудничества может дать комитету повод для направления рекомендации о приостановлении или прекращении членства Психолога в УрААПП.

  3. При возникновении конфликта между коллегами, который не удалось разрешить приемлемым для сторон образом, рекомендуется обращение к председателю Этического Комитета с докладной запиской, в которой излагается суть конфликта.

 

6. Структура и Принципы работы Этического Комитета

  1. Председатель ЭК избирается Правлением УрААПП из членов УрААПП, но не членов Правления.

  2. Для рассмотрения каждого обращения Председатель Этического Комитета выбирает себе в помощь от двух до четырех временных членов комитета из числа членов УрААПП (со стажем членства на менее 5 лет), у которых нет конфликта интересов ни с одной из вовлеченных в проблемную ситуацию сторон.

  3. Этический Комитет работает, руководствуясь положениям Кодекса, сохраняя конфиденциальность; принимает решения, опираясь на факты. Решения принимаются коллегиально.

 

7. Процедуры рассмотрения конфликтов и случаев неэтичного поведения.

  1. Этический Комитет рассматривает жалобу, чтобы решить, требует ли она рассмотрения по формальным процедурам или требует неформальных мер с целью повышения образовательного уровня члена УрААПП.

  2. Истец подает жалобу в письменной форме на имя Председателя Этического Комитета за собственной подписью. В тексте должны быть четко описаны факты и обстоятельства неэтичного поведения Психолога (далее – ответчика) и указаны, если это возможно, принципы, которые были нарушены. Текст жалобы должен содержать письменное согласие на использование Этическим Комитетом имеющихся в ней данных в интересах расследования.

  3. Ответ истцу на жалобу должен быть дан не позднее 30 дней с начала работы Этического Комитета. В эти же сроки с решением Этического Комитета по его случаю должен быть ознакомлен и ответчик.

  4. Истец и ответчик должны быть уведомлены о составе Этического Комитета.

  5. Этический Комитет должен сообщить ответчику о факте обращения, предоставив ему копию жалобы и других материалов, предоставленных истцом. Ответчик должен быть ознакомлен с процедурой и сроками работы Этического Комитета по его делу. Ответчик имеет право получить окончательное решение и/или рекомендации Этического Комитета в письменной форме. Ответчик должен быть проинформирован, что относящиеся к делу данные не выйдут за рамки слушания дела и не будут переданы в суд.

  6. Этический Комитет большинством голосов принимает решение о мерах, которые предпримет УрААПП к ответчику в связи с жалобой. Этический Комитет будет голосовать за следующие решения:

  • Оправдательное решение.

  • Требование принести извинения истцу.

  • Письменное предупреждение с описанием потенциальных этических проблем, которые могут возникнуть в связи с конкретным поведением ответчика.

  • Выговор в письменной форме, порицающий ответчика за сомнительные действия.

  • Требование пройти цикл сертифицированных супервизий, продолжительность которого, как и частота, должны быть одобрены Этическим Комитетом.

  • Требование повторного прохождения персонального анализа у одобренного Этическим Комитетом аналитика; обращение за независимым медицинским и/или психологическим исследованием и лечением, которое также должно быть одобрено Этическим Комитетом.

  • Временное приостановление членства в УрААПП (сроком до трех лет).

  • Исключение из членов УрААПП.

 

7. Принятое Этическим Комитетом решение является окончательным и не подлежит апелляции. Решение обязательно содержит основанное на положениях Кодекса определение конкретного этического нарушения и обоснованный вердикт о наложении санкции.

8. В соответствии с нормами законодательства, информация об исключении и приостановлении членства должна быть общедоступной – размещена на сайте УрААПП.