ЦИТАТЫ

Аналитики иногда "рождают" интересные и емкие мысли, вполне заслуживающие статуса  полноценной "цитаты". Ценность цитаты - в особой "афористической целостности", заключающей в себе не только некую идею, но и ее уникальное авторское воплощение.  Отблеск одной грани брилианта, намекающего на совершенство целого. Именно поэтому эта рубрика присутствует на нашем портале. Рубрика обновляемая.

 

На настоящий момент на странице - цитаты от Карла-Густава Юнга, Эндрю Самуэлса, Эриха Нойманна, Джеймса Хиллмана, Вольфганга Гигериха, Марион Вудман, Марии-Луизы фон Франц

 

 

Эндрю Самуэлс – очень известная личность в мире глубинной психологии. Он умудряется сочетать интенсивную аналитическую практику с преподаванием (профессор аналитической психологии университета Эссекса), административной работой и политическим консалтингом. Кроме того, он автор множества статей и книг, в том числе, и переведенных на русский язык («Юнг и постъюнгианцы», «Политическая психика»). Речь Самуэлса пестрит афоризмами и провокационными высказываниями. Часть из них мы приводим здесь.

  • Личностный рост и социальные изменения неразрывно связаны. Вы не можете индивидуировать в обществе, которое расколото или не имеет идеалов.

  • Мачо-лидеры плохи для нас, но это знает лишь голова, тогда как сердце и тело знают совсем другое: мы любим и сексуально желаем именно героического лидера.

  • Нас должно пугать, когда в комнате звучит только один голос.

  • Нашему миру совсем не нравится равенство и мы восхваляем того, кто добрался до вершины.

  • Вам как аналитику нравится, что ваш клиент злится, поскольку это означает, что вы выделайте хорошую работу.

  • Секс и агрессия возбуждают аналитика. Вы не можете быть аналитиком, если не возбуждаетесь от этого.

  • Вы в тайне проживаете секс и насилие как подарок от своего клиента.

  • Безопасный анализ – бесполезный анализ.

  • Теории переноса и контрпереноса – это инструменты контроля над психикой. И это мне не нравится.

  • Для очень многих женщин агрессивные фантазии являются путем индивидуации.

  • Скрытый смысл агрессии – в познании другого человека.

  • Если хотите не чувствовать опасности в работе с клиентом – становитесь психиатром и выдавайте таблетки.

  • Давайте будем сексуальными насколько это необходимо, но не настолько, насколько возможно.

  • Мы должны заболевать, поскольку больной терапевт обеспечивает лучший контакт между собой и клиентом. Раны открывают путь к большей интимности.

  • Еще нужно болеть, чтобы прийти к согласию с собственными ограничениями.

  • Бесконечный анализ – это форма материнского насилия.

  • Интерпретация без подкрепляющих ее свидетельств превращает аналитика в глазах клиента в пугающую по проницательности фигуру.

  • В нашей работе мать клиента – всегда виновата.

  • Терапия эффективна, если клиент готов рисковать.

Мэрион Вудман (род. 15 августа 1928) – юнговский аналитик, лидер женского движения. Прошла  обучение в Институте Юнга в Цюрихе, Щвейцария. Мэрион часто сотрудничала с другими авторами, такими как Томас Мур, Джилл Меллик, Роберт Блай.

Брат Мэрион Вудман – известный канадский актер Брюс Боа. Ее муж – доктор Росс Вудман, профессор английского языка в Университете Западного Онтарио.

7 ноября 1993 года у Мэрион обнаружен рак матки. Следующие два года лечения рака она вела дневник, который позднее был опубликован под названием «Тело: умирание в жизнь».

Среди ее выдающихся книг «Сова была дочерью пекаря: ожирение, анорексия и репрессированная фемининность» (1980), «Пристрастие к совершенству: все еще неукраденная невеста» (1982), «Беременная дева: процесс психологической трансформации (1985), «Опустошенный жених: женская маскулинность» (1990), «Покидая родительский дом» (1992).

  • Одна из причин таких мучительных страданий современных людей состоит в отсутствии осознанной связи с архетипической основой их нынешних страданий. Оказавшись оторванными от этой основы, они ощущают себя одинокими, а их страдания становятся бессмысленными. Они не осознают, что сам факт их страданий предопределён сотворением мира и что до этого так же страдали все боги и богини, известные из мифологии и религии. Агония их страданий вызвана гордыней, которую Юнг назвал «гордой самонадеянностью… человеческого сознания, которое обязательно должно столкнуться с [вечной истиной], и это столкновение приведёт к катастрофической гибели человека». («Страсть к совершенству»)

  • Духовная жажда может стать либо спутницей Эго, и они вместе получат всё богатство жизни, либо она превращается в его врага и переходит в контрнаступление на жизнь. Природа богов такова, что человеку приходится прислушиваться к их требованиям. Нравится это или нет, нам приходится прислушиваться к их требованиям. («Страсть к совершенству»)

  • Совершенство присуще богам, и максимум, на что могут надеяться люди, – на завершённость и целостность. Любой архетипический паттерн является целостным и самозавершённым. Но это только один аспект человеческой личности. Так, …(например) идеализированная Мадонна – это явный образ совершенной феминности, но реальная женщина для достижения целостности и полноты должна принимать в себе внутреннюю шлюху. Именно при стремлении к совершенству, скрывая одни стороны своей личности и чрезмерно преувеличивая другие, мы превращаемся в невротиков. («Страсть к совершенству»)

 

Джеймс Хиллман (1926-2011) – бывший директор Института К.-Г. Юнга в Цюрихе, основатель архетипической психологии – одного из современных направлений в аналитической психологии.

В  1953 году во время скитаний по послевоенной Европе Хиллман остановился в Цюрихе. Он уже много слышал о Юнге и всерьез захотел стать его учеником. Чуть позже он повстречал там своего первого пациента и вскоре сделался практикующим психотерапевтом. Уже в 1959 году в возрасте 33 лет Хиллман становится директором учебных программ Института аналитической психологии в Кюснахте (предместье Цюриха), оставаясь на этой должности вплоть до 1978 года. В конце 70-х годов Хиллман окончательно вернулся в США. Он продолжал свою работу в качестве редактора издательства «Spring Publications» и главного редактора журнала «Spring».

С конца 50-х до конца 60-х годов Хиллман вполне определенно следовал юнгианской линии развития, его исследования этого периода отличает оригинальность в рамках классической юнгианской теории. Уже здесь просматривается стремление Хиллмана к интеллектуальной самобытности и стремление выйти за пределы «швейцарско-немецкой» ментальности Юнга.

В конце 60-х и начале 70-х годов Джеймс Хиллман вместе с рядом единомышленников начал создавать оригинальные разработки юнговской психологии. Их работы этого периода и стали основанием того, что впоследствии было названо Хиллманом архетипической психологией. Хиллман попытался извлечь глубинную психологию из контекста медицины и подверг сомнению бытовавшую прежде традиционную медицинскую модель, основанную на фантазии об излечении, коррекции и благополучии, выступающих в качестве исходных мотивов и в психотерапевтической работе.

С начала 80-х Хиллман постепенно оставляет интеллектуальные размышления по поводу архетипической психологии в пользу нового «экопсихологического» дискурса, главный интерес которого вращается вокруг представления о «душе мира» (anima mundi), неоплатонической идеи, переработанной в психологическом ключе. В одном из своих многочисленных интервью Хиллман говорит: «Все стало чертовски "внутренним"! Это особенно проявилось в том, как массовая культура воспринимает Юнга. Все буквализировано. Все посвящено моей "внутренней" жизни. А ведь весь фокус юнговского подхода заключается в том, чтобы дать свободу потоку мысли, дать свободу исследовать различные аспекты явления. (…) И тогда я говорю: давайте рассмотрим саму идею "внутри". "Внутри" – это где?».

Джеймс Хиллман опубликовал свыше двадцати пяти книг (включая работы, написанные в соавторстве) и более двухсот различных статей. На русском языке опубликованы его книги «Архетипическая психология», «Исцеляющий вымысел», «Лекции по типологии К. Г. Юнга», «Самоубийство и душа», «Внутренний поиск», «Миф анализа: Три очерка по архетипической психологии».

 

  • Когда мы задаемся вопросом, почему в процессе любого анализа достаточно часто и в самых разных формах возникает вопрос о смертном переживании, то прежде всего обнаруживаем, что смерть появляется, чтобы подготовить путь для трансформации. Цветок увядает вокруг своего набухающего плода, змея сбрасывает кожу, а взрослый человек вырастает из ребяческих затей. Творческая сила убивает старое по мере того, как производит новое (Дж.Хиллман. Самоубийство и душа).

  • Когда психическое испытывает потребность в трансформации, оно может обращаться, кроме смерти, к другим символам, означающим рождение и развитие, перемены места и времени и т. п. Однако смерть является наиболее эффективным средством, так как приносит с собой то напряжение эмоций, без которых трансформации не происходит (Дж.Хиллман. Самоубийство и душа).

Эрих Нойманн (23 января 1905 – 5 ноября 1960) – психолог, писатель и один из самых одарённых последователей Карла Юнга. В 1927 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Берлинском университете, после этого приступил к изучению медицины и в 1933 г. сдал первый государственный экзамен, но из–за угрозы нацизма ему пришлось прервать образование, и он эмигрировал, сначала в Швейцарию, затем в Палестину. Многие годы он часто возвращался в Цюрих, (Швейцария), чтобы читать лекции в Институте К.Г.Юнга. Также он часто читал лекции в Англии, Франции и Голландии, а также был членом Международной ассоциации аналитической психологии и президентом Израильской ассоциации аналитической психологии. Он практиковал аналитическую психологию в Тель-Авиве с 1934 г. вплоть до смерти в 1960 г.

Вклад Эриха Нойманна в аналитическую психологию огромен. Одним из его наиболее ценных вкладов была эмпирическая концепция «центроверсии». Он более известен разработкой теории развития сознания и феминного, изложенных в монографиях «Происхождение и развитие сознания» и «Великая Мать». Другая работа, «Глубинная психология и новая этика» посвящена тому, как человеческий разум относится к собственной тени. Нойманн также развивает свои взгляды на творчество в книге «Искусство и творческое бессознательное».

  • Как свидетельствует множество исторических примеров, каждая форма фанатизма, каждая догма и каждый тип компульсивной односторонности в конечном счете гибнет из-за тех элементов, которые она вытеснила, подавила или игнорировала. ("Глубинная психология и новая этика")

  • Тень, конфликтующая с общепринятыми ценностями, не воспринимается как негативная часть психики индивида и поэтому проецируется, то есть переносится на внешний мир и воспринимается как внешний объект. Вместо того, чтобы рассматривать тень как «свою внутреннюю проблему», с тенью сражаются, ее порицают и истребляют как «внешнего врага». ("Глубинная психология и новая этика")

  • Трансформация героя в битве с драконом – это преображение, восхваление, действительно апофеоз, в центре которого – рождение высшей формы личности (Э.Нойманн. Происхождение и развитие сознания).

  • Если мы коротко рассмотрим различные пласты символизма, который иллюстрирует трансформацию человеческой личности и растущее осознание человеком этого процесса, то увидим, как отчетливо с самого начала пыталась утвердиться в человечестве тенденция к центроверсии. (…) В конце концов, этот процесс приобретает форму психического объединения и психической трансформации, посредством которых интегрируются разрозненные части души (Э.Нойманн. Происхождение и развитие сознания).

  • «Мотивы двойственности (близнецы, повторение чего-то во снах) указывают на то, что некоторое содержание (из бессознательного) приближается к порогу сознания" («Космогонические мифы»).

  • Желание человека помешать другим людям повысить свой уровень сознания, потому что он не хочет пробуждения своего сознания – зло поистине смертоносное. А иметь возможность для развития сознания и не использовать её – вообще самое худшее из зол, которое можно себе представить. («Феномены Тени и зла в волшебных сказках»)

Вольфганг Гигерих (род. в 1942, Германия) – автор проекта философской ревизии наследия Юнга. Доктор философии, юнгианский аналитик, один из лидеров современной архетипической психологии, автор многочисленных статей и более десятка книг, среди которых «Логическая жизнь Души» (2001), «Диалектика и аналитическая психология» (2005), «Невроз психологии» (2006), посвященных философской ревизии идей Юнга.

Вольфганг учился в Вюрцбургском и Геттингенском университетах, защитил диссертацию в Калифорнийском университете в Беркли. Он получил диплом Института К.Г.Юнга в Штутгарте. Завершив многолетнюю частную практику в Штутгарте и позднее в Вертзее, расположенном недалеко от Мюнхена, он переехал в Берлин и в настоящее время живет в Берлине.

Его литературное наследие включает в себя сто семьдесят публикаций в области психологии, переведенных на несколько языков, а также четырнадцать книг, среди которых «Логическая жизнь души: К точной концепции психологии». Гигерих являлся редактором-учредителем GORGO, немецкого журнала архетипической психологии. Он также соавтор (вместе с Грегом Могенсоном и Дэвидом Л. Миллером) семинара «Диалектика и аналитическая психология: Эль Кэпитан Кэньон». 

  • В случае “обладающей душой” психологии терапия – это не проект нашего исцеления, исправления неправильного, успешного достижения результатов. Терапевт – не целитель. У терапии нет программы. В каждом отдельном случае она желает направить то, что есть, к его глубинам, его истине. Таков opus. Именно так она достигает души, души в реальном. («Душа всегда мыслит»)

  • Необходимо понимать душу как самопредъявление, самоопределение и саморепрезентацию внутренней логики и истины отношений человека с миром, его беседы с миром. С самого начала душа является продуктом, итогом, демонстрацией, а не натуралистическими “психическими фактами”, стоящими за этим продуктом. («Идеи Юнга о метаморфозе богов и история души»)

  • Душа существует только в том, как она себя проявляет. («Идеи Юнга о метаморфозе богов и история души»)

  • Сегодня мы понимаем эту внутреннюю противоречивость поиска смысла. В поисках смысла мы ищем истину, но в тайне тоскуем по вовлеченности [в жизнь]. Так как сам вопрос смысла и ценности жизни лежит в поле концептуального, потому он неизбежно помещает нас снаружи жизни и лицом к лицу с ней.

  • Сам поиск смысла невольно обязан созидать то, чего он желает найти – логику или же синтаксис жизни, в виде смыслового содержания, или некоего варианта учения о мудрости, или веры, или идеологии, или, в конечном счёте, продукта. Именно поэтому сегодня смысл существует во множестве конкурирующих вариантов, представленных на продажу на огромном “рынке смысла”, поддерживаемом “индустрией смысла”, а мы оказываемся в роли потребителей, которые вынуждены совершать выбор и принимать решения об этих “смыслах”.

  • Если мы приобретём определенный смысл, и заточим себя в нём, то всё равно ничто не сможет отменить факт того, что это лишь вторичное приобретение, что наша вовлеченность в него, если до этого доходит, подобна жизни в доме, который мы построили или же арендовали, что она не обладает априорностью и не является той необратимой вовлеченностью, которую мы искали.(«Конец смысла»)

К.Г. Юнг умел излагать свои мысли в яркой, афористичной манере, поэтому некоторые из его высказываний весьма хороши как цитаты.

На этой странице мы размещаем юнговские афоризмы, взятые из его работ разных лет. Некоторые цитаты носят провоцирующий характер, и потому интересны; некоторые представляют собой удачную формулировку идеи или принципа; в любом случае, они заставляют задуматься.

  • Необходимость - мать всякого изобретения. Для аналитика каждый тяжелый случай - это повод усовершенствовать свои средства и инструменты, чтобы сделать свою работу более эффективной... (Общая точка зрения на психологию сновидений) 

  • "Повышенное внимание к праведности имеет смысл лишь там, где грозит разразиться или уже разразилась несправедливость" (Ответ Иову).

  • "Жизнь взывает не к совершенству, а к целостности, поэтому необходимы «колючки в теле», страдание от изъянов, без чего нет прогресса и восхождения" (Психология и алхимия, пар. 208)

  • "Нет ничего подозрительнее правды" (Психология и алхимия, пар. 190) 

  • "Человек никогда не принимал Божественное предписание безоговорочно. В противном случае, что же такое для человека свобода, в чем ее смысл, если человек не в состоянии противостоять тому, что ей угрожает" (Воспоминания, сновидения, размышления)

  • "Невозможно изменить то, что не принимаешь внутренне" (Об отношении психотерапии к спасению души).

  • "Персона - это только маска, которую носит коллективная психика, симулируя индивидуальность" (Два эссе по аналитической психологии).

  • "Самость эффективно компенсирует хаотические состояния независимо от того, под каким именем она известна: она есть стоящий над миром Антропос, в котором заключены свобода и достоинство отдельно взятого индивида" (Символ трансформации в мессе).

  • "Нашему миру прежде всего не достает душевной взаимосвязи, которую не способно заменить ни одно профессиональное объединение, политическая партия или государство" (Психология переноса).

  • "Незрелость человека - это факт, с которым мы обязаны считаться" (Психотерапия сегодня).

  • "Самый страшный грех веры заключается в опережении опыта" (Воспоминания, сновидения, размышления).

  • "Я признаю реальным лишь то, что на меня действует. А  то, что на меня не действует, все равно, что не существует". (Ответ Иову).

  • "Для того, чтобы прийти к соглашению с бессознательным, нужно не только оправдать точку зрения Эго, но и наделить бессознательное такими же полномочиями"(Трансцендентная функция, par. 185).

  • "Ценность аффекта – в его интенсивности, ведь это энергия, которую человек должен иметь в своем распоряжении, чтобы выйти из состояния недостаточной адаптированности. Чтобы овладеть этой энергией человек должен сделать исходной точкой процедуры свое эмоциональное состояние". (Трансцендентная функция, par. 166-167).

  • "Никто не может похвастаться, что остался абсолютно невосприимчив к духу эпохи или полностью его осознал. Наша свобода распространяется только до границ нашего сознания; за ними мы подчинены бессознательному влиянию своего окружения" (Парацельс как духовное явление).

  • "Всякий раз, когда коллективное бессознательное прорывается к переживанию и празднует брак с текущим сознанием, осуществляется творческий акт, значимый для целой эпохи"(Психология и поэтическое творчество)

  • "Причина того, что сознание существует и стремится к расширению и углублению, очень проста: без сознания хуже" (Аналитическая психология и мировоззрение, par. 695).

  • "Страшнейший грех человечества – это бессознательность, но даже те, кто должны служить людям учителями и примером, предаются ему с величайшим благоговением" (К феноменологии духа в сказках).

  • "Сентиментальность – это одно из внешних проявлений жестокости" (Улисс).

  • "Мы погружены в мир, который создан нашей собственной психикой"(Реальное и сверхреальное, par. 747).

  • "Творческое начало, коренящееся в необозримости бессознательного, будет вечно оставаться закрытым для человеческого познания" (Психология и поэтическое творчество).

  • "Психике свойственна тенденция к расщеплению и, с одной стороны, это означает диссоциацию на множество структурных элементов, с другой – благоприятную возможность для дифференциации и изменений" (Психологические факторы, определяющие человеческое поведение).

  • "Обладать мировоззрением – значит создать образ мира и самого себя; знать, что есть мир и кто есть я. Отсутствие мировоззрения пагубно в любом случае"(Аналитическая психология и мировоззрение, par. 698).

  • "Естественная жизнь – питательная почва души. Всякий, кому не удается идти в ногу с жизнью, остается висеть застывшим и косным в безвоздушном пространстве. Начиная с середины жизни, только тот продолжает оставаться подлинно живым и бодрым, кто готов умирать вместе с жизнью" (Душа и смерть, par. 800).

  • "Беспокойство порождает бессмысленность, а отсутствие смысла в жизни – это болезнь души, от понимания настоящих размеров и значения которой еще очень далека наша эпоха"(Душа и смерть, par. 815).

  • "Если мы употребляем понятие «божественное», то с его помощью превосходно выражаем своеобразную манеру и способ, какими мы переживаем воздействия автономных содержаний" (Сознание и бессознательное).

  • "В природе нет недоразумений, они существуют лишь в сфере того, что человек называет "разумом" ( Противоречия между Фрейдом и Юнгом)

 
 

Мария-Луиза фон Франц (4 января 1915 - 17 февраля 1998) – доктор философии, сотрудница, единомышленница и ближайшая коллега К.Г.Юнга, проработавшая вместе с ним около 30 лет. Получила всемирное признание как специалист в области психологической интерпретации сказок, мифов, сновидений и алхимических текстов.

В Цюрихском университете М.-Л. фон Франц изучала литературу, филологию и психологию. В 1943 году защищает диссертацию, получив степень доктора философии.

Получила всемирное признание как специалист в области психологической интерпретации сказок, мифов, сновидений и алхимических текстов. Преподавала в Институте Юнга с момента его основания.