Портал профессионального сообщества
Эндрю Самуэлс
20 - 26 июля 2018 | Екатеринбург
Пострелиз Юнгианской Летней Школы
«Отец возрождённый. Духовное золото Урала»
Уважаемые коллеги!
26 июля 2018 года завершилась Юнгианская Летняя Школа «Духовное золото Урала. Отец Возрождённый». Она была посвящена психологическому исследованию Отцовского образа и его места в индивидуальных и коллективных процессах духовного возрождения, а также приурочена к 10-летию образования Уральской Ассоциации Аналитической Психологии и Психоанализа.
В течение нескольких лет мы не решались принять на своей земле этот значимый культурно-психологический проект. Даже когда уже наработали достаточный уровень организационной компетенции. Но год за годом, принимая в Летних Школах живейшее участие, мы невольно примеривались к роли возможных организаторов, пока в 2017, наконец, не решились взять на себя ЮЛШ-2018. Сейчас, когда Школа фактически завершилась, – подводятся итоги, сортируются фотографии, пишется этот пострелиз, – мы пребываем в легком оцепенении, ощущая постепенно угасающую глубинную дрожь. Вам когда-нибудь приходилось удерживать в руках действующий пожарный гидрант – толстый тканевый шланг, через который с неодолимым напором рвётся мощный поток воды? Это и вдохновляет, и пугает, а когда все заканчивается, чувствуешь и облегчение, и парадоксальное сожаление. Как заметила Татьяна Кузнецова, директор предыдущей Летней Школы (Пермь, 2017): «Да, сложно и тяжело, но… хочется еще!».
Возможно, эта метафора глубже, чем кажется на первый взгляд. В ней сталкиваются две первичные силы – целеустремленная Вода и неистовый Огонь, без присутствия которого нет никакого смысла включать пожарный гидрант. Без огня и воды нет металлургии и промышленности вообще. Потому что только с их помощью человеческое сознание из первичной руды способно сотворить Инструмент – разрушительное и созидательное орудие Отцовской воли. Огонь и Вода – это и неоспоримые образы конфликтующих противоположностей, которые Отцу приходится удерживать в своей экзистенции. Уступи своей жажде власти и честолюбию, – и вода из гидранта превратиться в струю мочи, которой гордый мальчишка решительно заливает костер. Природа, несомненно, спасена от пожара, если только лесные обитатели не задохнулись от едкого дыма. Уступи напору своей маскулинной яростной силы, – и костер превратиться в пожирающий всё и вся огненный фронт, оставляющий за собой «выгоревшие головешки» перспективных идей и человеческих отношений.
Каждый из нас по ходу жизни уступал внутреннему натиску этих первичных сил с тем или иным результатом, но Отцу приходится удерживать их в дозированном равновесии. Иначе что же станет с его детьми? Когда кузнец кует меч, его работа выходит за пределы текущего момента и устремлена в грядущее – к будущей жизни меча и тому, кто будет им пользоваться. И огня, и воды должно быть столько, сколько нужно согласно «секретной» рецептуре. Иначе меч будет либо мягким, либо хрупким. Так и отцовское воспитание требует соблюдения баланса ради последующей успешной адаптации его детей. Да, собственно, любое реальное дело требует такого отцовского присутствия. Когда мы опытным путем ищем равновесие между конфликтующими противоположностями в интересах продуктивного будущего, мы привлекаем к делу отцовскую функцию. Получилось это и у нас, поскольку «наша» Уральская Летняя Школа удалась. Не идеально – потому что живая! Но зато цельная, наполненная живыми энергиями и смыслом.
Если взглянуть на официальный логотип ЮЛШ-2018, то в образе Великого Полоза, свернутого в мандалу, можно легко разглядеть и «пожарный гидрант». К слову, о логотипе: когда на этапе подготовки размышляли о центральном символе Школы, то Хозяин земных недр, исполинский хтонический Змей, называемый на Урале Великим Полозом, оказался вне конкуренции. Сначала возникли сложности с тем, как разместить эту грандиозную фигуру в компактном формате логотипа. Первые варианты были слишком антропоморфны и потому забракованы (некоторые из них можно найти в архивах фейсбука). Но потом, пометавшись, мы все-таки вернулись к традиционному виду Великого Полоза – змеи с мужской головой, которого мы разместили на фоне исторического и административного центра Екатеринбурга. Соединяя тем самым древний миф и современность.
Образ Отца в современной культуре вообще парадоксален. С одной стороны, каждый внутренне знает, кто такой «отец» или каким ему надлежит быть, но с другой – попытка его описать, вербально выразить оказывается непростым делом. В результате складывается ситуация «сколько выступающих, столько и версий отцовского образа». Да, между ними, несомненно, есть что-то общее, но, в первую очередь, озадачивают именно различия. И пребывание в этом противоречивом смысловом поле вынуждало участников напряженно работать над своим собственным образом Отца. И думается, что эта работа не прекратилась до сих пор. Собственно, почти каждый докладчик привез на эту Летнюю Школу свой отцовский образ, делясь с участниками его богатством и обретая взамен новые черты этого вечного архетипа.
География Юнгианской Летней Школы – 2018 была широкой – всероссийской и международной. Она, помимо уральского региона (Екатеринбург, Челябинск, Пермь), включала Москву, Санкт-Петербург, Уфу, Краснодар, Ставрополь, а также другие страны – Эстонию, Сербию и Швейцарию. Всего в Летней Школе приняло участие более 60 человек. Вообще, как организаторы мы очень отчетливо ощутили собственную энергию этого проекта. Мы не можем пожаловаться на смысловую «узость» ежегодных конференций УрААПП, но Юнгианская Летняя Школа принесла с собой ощутимое расширение границ и выраженное вертикальное измерение. Метафора восхождения была особенно заметной во второй, «приключенческой» части, когда группа путешественников забиралась то на одну мистическую гору, то на другую, а то и на колокольню. Как будто все время необходимо подниматься над собой. Даже в научной части первому докладчику воскресенья Роману Кононову из-за невероятной заминки с оборудованием пришлось вместе со всеми участниками подняться на этаж выше, в другую аудиторию. Да, собственная энергия Летней Школы своенравна, и нам пришлось к ней приспосабливаться. Где-то было достаточно количественного усложнения, а где-то пришлось пройти и через качественную трансформацию. Вот уж действительно проект со своим особенным духом!
Программа каждой Летней Школы традиционно состоит из двух частей. Но обязательно есть «нулевая», или подготовительная часть, которая обычно приходится на пятницу. В ее задачи входит – нащупать, «поймать» ландшафтный резонанс, по-шамански соединиться с духом местности, где пройдет Школа, ритуально войти в процесс, в котором участники будут находится в течение нескольких дней. Тем, кто приходил только на второй и третий день, приходилось проделывать эту непростую работу самостоятельно. Или же оставаться в рамках обычной «дневной» конференции, не соприкасаясь с ее трансцендентной глубинной основой. Впрочем, содержательная часть тоже оказалась богатой, и участникам было над чем подумать.
Но вернемся к пятнице. День начался с экскурсии по городу Екатеринбургу – на автобусе и пешком. Участники посмотрели исторический центр столицы Урала, побывали в местах, имеющих культурное и культовое значение для всей России. Главная «звезда» экскурсии – конечно, Шигирский идол, самая древняя деревянная культовая скульптура в мире, возраст которой составляет не менее 11,5 тысяч лет. Можно прожить много лет в Екатеринбурге, но ни разу не посетить это незаурядное место. Возможно, любой исторический артефакт, дошедший до нас из глубины веков и тысячелетий, несет в себе энергию Отца. Просто потому, что смог уцелеть в бесконечной череде циклических, обнуляющих порядок изменений. Это ключ от сокровищницы культуры, которой уже давно нет под этим солнцем. И тем он ценен. Другое дело, что ещё надо суметь им воспользоваться, найти нужную «замочную скважину» или настроиться на соответствующую частоту. Удалось ли это нам? Можно допустить, что отчасти удалось, ведь многие участники Школы то и дело возвращались к Шигирскому Идолу в кулуарных дискуссиях и ассоциациях. Это означает, что некий «информационный пакет» был как будто получен. В противном случае артефакт был бы забыт. Вот только развернуть, «раскодировать» пакет можно лишь на основе символической системы текущего культурного канона. Другой ведь и нет. А кодировочные таблицы не совпадают.
Может быть, однажды найдется энтузиаст, который поработает с Шигирским Идолом, как работают с образами сновидений юнгианцы. Этот психолог-антрополог мог бы собирать радиальные ассоциации к этому образу, ночь за ночью осуществляя circumambulatio и наблюдая за своим внутренним потоком. С тем, чтобы однажды в порыве озарения понять, что же находится в центре круга… Конечно, нужно предварительно договориться с директором музея, чтобы этого странного человека с закрытыми глазами не увезли в психушку.
После экскурсии состоялось торжественное открытие Юнгианской Летней Школы – 2018. Гостям пришлось пройти через небольшую процедуру посвящения. Было в меру вкусно и в меру таинственно. Приветственную речь участникам произнесли директор Школы Екатерина Терентьева, идейный вдохновитель Юнгианских Летних Школ Лев Хегай и директор предыдущей Летней Школы Татьяна Кузнецова, которая торжественно передала Ключ ЮЛШ хозяевам нынешней площадки её проведения. Теперь, до следующей школы Ключ будет хранится в секретных подземельях УрААПП.
После недолгого официоза состоялся «юнгианский квест», во время которого участники своими руками изготовили четыре идола Юнгианской Летней Школы и ритуально одухотворили их. Конечно, им далеко до Шигирского, но эти крупные бумажные существа были по-своему прекрасны, да и четвертичная Роза Ветров благодаря им теперь тоже была с нами. Затем мы отгадывали бажовские сказы, воплощали в пантомиме юнгианские термины и, наконец, сформулировали пожелания Летней школе. Как уже упоминалось выше, за этой почти шуточной практикой скрывается серьезная символическая работа. Когда утром организаторы вошли в главный зал, они застали уже заряженную, ожидающую грядущих действий теплую атмосферу. Пространство уже ждало нас, и это было волнительно. Хотя четверку идолов пришлось аккуратно переселить в чулан. Может быть, зря.
В течение последующих двух дней собственно конференции состоялось двадцать пять выступлений. Это очень насыщенная программа, в которую были включены и пленарные доклады, и разного формата выступления в параллелях. Последние вызвали неизбежную проблему выбора, так как одновременно проводилось по три в равной степени интересных выступления, и участникам приходилось просто разрываться в своём желании присутствовать везде сразу.
Открыл конференцию Лев Хегай своим докладом «Король умер. Да здравствует король!», посвящённый Эдипову комплексу в эпоху постмодернизма». Редкий доклад Льва Хегая обходится без политических метафор. Он вообще хотел построить школу вокруг темы гибели царя, поскольку в этом году исполняется сто лет, как была убита царская семья. И – да! – мы живем в городе, где это произошло, и притерпелись к постоянному горестному фону, но каково было бы приезжим участникам? Не думаю, что даже со всеми ресурсами ЮЛШ мы смогли бы «сконтейнировать» растревоженное ядро российского культурного комплекса. Самые стойкие из нас на седьмой день добрались до Ганиной Ямы и почти утонули в скорби или застыли в замешательстве. Отпустило лишь в самом конце Школы, когда уже немногочисленные участники вернулись к исходной точке – гостинице «Октябрьской». Так что при формулировке темы цареубийство было благоразумно отодвинуто на смысловую периферию. И хотя «наш» Отец в заглавии Школы возрождается, сама формулировка подразумевает, что за некоторое время до начала возрождения Он был всё-таки мертв. В культуре, да и наших личных историях с отцами такое происходит регулярно. Можно скорбеть, а можно попробовать поймать «возрожденческую волну».
Все выступления в рамках научной части были очные, кроме скайп-доклада Оксаны Лавровой. Она рассмотрела притчу о Будде сострадания Майтрейе в ракурсе работы аналитика, где постоянно нужно учитывать, что «страдающей собаки не существует», то есть за видимым страданием клиента может находиться активированный комплекс. Сочувствие же ему не есть то самое истинное сострадание, символом которого выступает Майтрейя.
На конференции выступили два иностранных гостя – Бернард Сарториус (Швейцария) и Иван Илич (Сербия). Бернард Сарториус уже не первый раз был в Екатеринбурге – в 2014 году он приезжал к нам с семинаром «Использование сказочного символизма в аналитической практике» и в 2016 году на XVI конференции УрААПП поучаствовал в скайп-киноклубе по «Сказке о потерянном времени». На этой конференции Бернард прочёл доклад «Лабиринт и Минотавр – упущенная возможность интеграции маскулинности для западной цивилизации», а в путешествии провёл открытую супервизию. Его доклад касался темы связи между не совершённым вовремя жертвоприношением и одержимостью «сырыми» архетипическими маскулинными силами, захватившими западную цивилизацию в форме тотальной рационализации и примата сознания. Интересен был представленный Бернардом взгляд на историю Минотавра с его же (Минотавра) собственной точки зрения. Доклад был выполнен с привлечением сюжета новеллы «Минотавр» классика швейцарской литературы и драматурга Фридриха Дюрренматта. Многие из нас еще в советское время зачитывались его прозой.
Иван Илич был в Екатеринбурге впервые, хотя некоторые из нас уже были с ним знакомы по другим юнгианским мероприятиям. Он провел круглый стол на тему «Вопросы и проблемы подростковой психотерапии», на котором выделил основные отличия и особенности работы с этой возрастной группой клиентов в Сербии. К сожалению, времени на обсуждение представленного Иваном материала практически не осталось, поэтому дискуссии и беседы были перенесены в общение между выступлениями и, конечно, в путешествие, где было достаточно возможности пообщаться с коллегами в неформальной обстановке. К слову, и Бернард Сарториус, и Иван Илич вполне справились с последующими четырёхдневными экспедиционными тяготами.
Завершился второй день Школы фильмом, посвящённым 10-летию УрААПП. Его представила автор Светлана Непогодина. Участники конференции познакомились с основными историческими вехами становления нашей организации, а также узнали в лицо самых активных её членов, стоящих у истоков и продолжающих свою работу в этом профессиональном союзе по сей день. Интрига состояла в том, что никто, кроме Светланы, не знал о содержании фильма, поскольку никакого предварительного просмотра процедурой не предусматривалось. Так что мы все оказались на премьере и испытали сложные чувства, взглянув на образ УрААПП немного со стороны. Нет-нет, мы не такие! Кто вообще эти амбициозные и решительные люди?
Третий день конференции открыл доклад Романа Кононова «Возрождение отцовского присутствия в пространстве аналитических отношений». Как всегда, доклад президента УрААПП отличался глубиной и образностью. Его основные положения, касающиеся роли Отца в создании и сохранении оси поколений, затем стали использовать многие участники Школы.
Другие выступления дополняли образы Отца и отцовства со своих авторских сторон и взглядов. Это были как теоретические доклады, так и практические приёмы, которые демонстрировали участникам выступающие: от тестовых методик до песочной терапии. Диапазон тем и метафор, используемых аналитическими психологами, необыкновенно широк: архетипические абстракции, темы самоубийства и символического убийства Отца, гомеопатия и руны, образы святых и Сыновей Божьих, психологический акт внимания и поиск «точки радости», идеал Отца в Работе с Тенью, отсутствующий отец и символический танец с отцом, а также образы отца в сэндплей и метафорических зодиакальных картах. Глаза разбегаются! Кроме того, в течении этих двух дней прошло четыре трансформационные игры, на которых можно было почувствовать контакт со своими истинными желаниями, найти ресурсы и нащупать пути их достижения.
Завершилась научная часть Летней Школы фуршетом «Отцовские грёзы», на котором участники обменялись впечатлениями, эмоциями, фотографиями и адресами для дальнейших контактов друг с другом, как профессиональных, так и дружеских, а двум иностранным гостям и «отцу» Летних Школ Льву Хегаю были вручены памятные уральские подарки. Местом проведения следующей Юнгианской Летней Школы была выбрана Уфа, и Екатерина Терентьева торжественно передала символический Ключ ЮЛШ Лилии Валиуллиной – как преемнице-организатору. Но потом забрала его обратно – ничего не поделаешь, такова традиция: ключ будет хранится у нас до следующей Школы.
В понедельник утром мы загрузились в автобус и началась вторая, экспедиционная часть Юнгианской Летней Школы. Из более чем шестидесяти с нами осталось 25 человек. А ко вторнику их количество уменьшилось до 18. Ничего удивительного: мы как будто двинулись в глубину сакральных территорий. Экспедиционная часть Летних Школ никогда не оказывается просто экскурсией. Это продолжение психологической работы, запущенной в первые дни, которая порой уходит на значительную глубину. Иногда достаточно встретиться с кем-нибудь из участников глазами, чтобы понять, в насколько серьезный внутренний процесс он вовлечен.
«Переходный» понедельник в большей степени раскрывал вторую часть тематического заголовка этой Летней Школы – «Духовное золото Урала». Работа с земными недрами не может быть чем-то только лишь утилитарным и буквальным. Достаточно почитать сказы Бажова, чтобы понять, насколько тяжелым, изнуряющим, опасным, но, тем не менее, пронизанным мифом и одухотворенным был труд горных мастеров. Мы попробовали поймать эту «золотую» волну. И начали с Уральского геологического музея, который специально для участников ЮЛШ открыли в выходной для музея день. Удивительное по атмосфере место! Юнгианцы завороженно бродили по экспозиции, подолгу застревая у стеклянных витрин с каменной красотой. Сокровища Великого Полоза и Хозяйки Медной Горы, притягивая внимание, практически вынуждают замедляться, вплоть до полной остановки. Ты либо подчиняешься этой древней воле, впадая в специфический «жадный» транс, либо борешься с ней, быстро теряя силы. Как раз для таких «усталых борцов» в музее приготовлены удобные мягкие диваны, где можно «выпасть в осадок» до окончания экскурсии. Руководство музея пошло навстречу просьбам оргкомитета и в свой выходной день не только познакомили нас с основной экспозицией минералов, но и открыли «Золотую Комнату» – тщательно охраняемый отдел музея, где представлены добываемые на Урале драгоценные камни и металлы, включая изумруды и золото. Где-то в основной части экспозиции лежит не менее ценный и вполне себе юнгианский экспонат. Когда-то в речной песок ударила молния, спекая его в причудливую «корневую систему». На изломе видна пустая сердцевина, через которую прежде текла немыслимой интенсивности [архетипическая] энергия, созидая структуру и упорядочивая материю…
После музея мы отправились на Малышевский рудник, где своими руками добывали бериллы и изумруды, копаясь в земле, промывая лесной грунт и разбивая породу молотком. Это незабываемые ощущения, когда в слоистом и без того блестящем камне вдруг обнаруживаешь зелёные крупинки изумрудов или чёрные столбики турмалинов! Кристаллики инсайтов в килограммах пустой породы – продукции эго. Это отдельная картина, как аналитики самозабвенно промывают в лотке камни или разбивают их молотками в поисках драгоценных вкраплений. Вспоминается заставка к старому киножурналу советских времен: насупившийся мальчишка решительно взмахивает молотком, обрушивая его на огромный орех. «Орешек знаний тверд, но всё же мы не привыкли отступать! Нам расколоть его поможет…» вот этот чудный молоток! К слову, пару-тройку молотков юнгианские аналитики таки вывели из строя, проще говоря, сломали. В таком серьезном деле кто-то должен уступить – либо переполненное энтузиазмом эго, либо коллективное бессознательное. Кстати, кое-кому повезло, и удачный удар молотка открыл в слюдяной породе вполне крупный берилл.
Затем пришло время камнерезной мастерской, где психологи на специальном – куда серьезней ненадежных молоточков – оборудовании обтачивали и полировали пластинки змеевика. И уже на этой пластинке крепили с помощью клея разноцветные камушки, творя каждый свой мозаичный узор. Получались замечательные каменные вещи. Один из мастеров-камнерезов, улыбаясь, сказал: «Вам это так понравится, что еще раз захотите приехать сюда». Он был прав – кое-кто и в самом деле вынашивает планы повторить визит.
С сожалением расставшись с частью участников, мы уже поздним вечером добрались до базы «Лесное поместье», расположенной неподалеку от города Кыштым. Уже ночью, почти спотыкаясь от усталости, мы выбрались на берег огромного озера с провоцирующим для детского уха названием – Акакуль. Воды озера были спокойны и темны, без искажений отражая белое пятно луны. Над водой почти парила небольшая восьмиугольная беседка. Там-то Елена Ратничкина, глубинный психолог и шаман, провела свой первый из трех замечательных ритуалов. Духи оказались благосклонными к нам.
Во вторник главной целью нашего путешествия стал «инопланетянин Алёшенька» (найден в Кыштыме в 1996 году), небольшой памятник которому на берегу озера мы посетили с самого утра. Наш экскурсовод Лариса оказалась очень осведомлённой и глубоко заинтересованной в уфологической теме кыштымского карлика. Мы узнали об истории обнаружения странного существа в квартире местной жительницы и его дальнейших перипетиях вплоть до исчезновения, приведших не столько к обстоятельным исследованиям, сколько к порождению местного мифа, благодаря которому Кыштым стал широко известен как «родина» инопланетянина. Да, «Алешенька» – это, что называется, мифологический «новодел» девяностых, но миф есть миф, и он способен захватывать, порождая подспудный символический ряд. Несколько часов спустя в пустом парке около полуразрушенной усадьбы Расторгуевых среди нашей небольшой группы вдруг объявился странный мальчик. Никто не видел, как он подошел. Мальчик просто стоял среди нас, слушая экскурсовода. Но эта в общем-то мирная картина неожиданно произвела на присутствующих завораживающее и одновременно тягостное впечатление. Не сговариваясь, мы восприняли его появление как синхронистическую реинкарнацию «Алешеньки». «Мальчик, как тебя зовут?» – спросила храбрая Ратничкина. «Меня зовут Ильюша» – охотно ответил мальчик. «М-м-м, понятно… Ильюша, ты это … иди отсюда, ладно?». Таких «Алеш» или «Ильюш» было за наше путешествие еще несколько. И последний «настиг» нас в Ганиной Яме.
Ребенок-чужак, малыш-сирота, которого приютили добросердечные жители, – это архетипическая идея, присутствующая во многих сюжетах. С сиротства начинается восхождение героев-полубогов, основывающих новый порядок. А если этот ребенок умер? Значит, новому порядку не бывать. А стоящая за сыном-полубогом божественная отцовская фигура потеряла возможность воплощения. Похоже, мы оказались в грустном месте… В кыштымской истории «Алешенька» еще и таинственным образом исчез. Но даже истории о нем оказывается достаточно, чтобы развернулось плотное архетипическое поле. Возможно, мистики в этом месте сказали бы, что портал остался открытым.
«Алешенька» был найден недалеко от поселка Каолиновый. А одним из самых красивых мест всей нашей второй части Школы был расположенный неподалеку Каолиновый карьер – довольно большое озеро в обрамлении зеленых, местами очень крутых склонов. Вода в нем насыщенного бирюзового цвета, из-за которого это место иногда называют «Уральским Бали». Такой необычный цвет воде придает меловая известь и белая глина. Вблизи эффект ослабевает – вода становится скорее белесой, а «тропический» прибрежный песок оказывается вязкой и почти «зыбучей» глиной. Заходить в воду не рекомендуется. Здесь Бернард Сарториус о чем-то разговаривал с лягушкой (не-царевной), которую выманила из прибрежных вод Ольга Лалаянц. А почему нет, после архетипических фантазий об Алешеньке?
В Кыштыме мы забрались на колокольню храма Сошествия Святого Духа, первый этаж которого был действующей церковью, а второй находился на ремонте. Вот на этом втором этаже сохранились оригинальные фрески, выполненные во времена постройки собора. Они несут в себе потрясающую энергетику естественного приобщения к духу, без опосредования ритуалами и атрибутами, которую почувствовал каждый, кто посетил это место. И, конечно, сама колокольня – оттуда не хотелось уходить, настолько светлым и добрым оказалось это место. Под самую крышу, на крохотный «чердачок» уходила крутая лестница. Те, кто отваживались взобраться по ней, возвращались притихшими и задумчивыми.
Вечером у нас случилось восхождение на Поклонную гору. Вблизи её вершины установлен гигантский крест, сваренный из массивных двутавровых балок, но мы забрались ещё выше, чтобы проводить солнце этого долгого дня. Елена Ратничкина для этого обучила нас специальной трансовой позе, в которой мы и простояли, пока солнце не уползло за горизонт. Нам повезло с погодой, и мы смогли сконцентрироваться на этом вечном и величественном процессе. Благодаря ритуалу, мы впитали силу уходящего светила, восстанавливая силы после трудного дня. Здесь же, на вершине горы, совершившие очередной трансперсональный вояж в Южную Америку Лев и Елена Хегай передали символический «чилийский привет» от Атакамской Карлицы (найдена в Чили в 2003 году) – такой же загадочной «сестрицы» кыштымского карлика. Мы очень надеемся, что «привет» был доставлен по адресу! Спускались уже затемно, когда над скользкой каменной тропой в полную силу светила луна. Добравшись до гостеприимного «Лесного поместья», многие участники, заряженные энергией уходящего солнца, совершили ритуал ночного купания и только потом отправились спать. Это был невероятно длинный и богатый событиями день.
В среду мы посетили слюдяной рудник и поднялись на несколько вершин в окрестностях Кыштыма, в том числе побывали на Чёртовом Зубе, где протискивались в расщелины, со страхом и смехом пролазили через скальное лоно, бродили по лесу и собирали душистую землянику. Чертов Зуб – это скальный комплекс типа «Каменных палаток» в Екатеринбурге. Только здесь он не скрыт среди высоких сосен, а, подобно острову, одиноко возвышается над зеленым «океаном» лесного массива. Неожиданно повторился эффект храмовой колокольни – спускаться вниз попросту не хотелось. Мы сидели на нагретых солнцем камнях, подставляя лицо легкому ветру. А взгляд скользил по зеленому горизонту… Но хитрая экскурсовод Лариса выманила нас вниз перспективной обеда. На обратном пути мы посетили колодец с какой-то обещанной невероятно вкусной водой, но увы! – веревку и ведро кто-то умыкнул. Ну вот – нет! Вряд ли это был кыштымский карлик. Мы было загрустили, потому что жаркий день уже истощил запасы воды в наших бутылках и фляжках, но тут эстонская гостья Ольга Сумбаева проявила внезапные гимнастические чудеса. Она скользнула в колодец, как-то закрепилась в срубе и помогла всем желающим наполнить сосуды живительной влагой.
После обеда случилась экскурсия на слюдяной рудник и шахты. Шагать по сверкающему на солнце серебру было здорово, но геологического энтузиазма, который настиг нас в понедельник на Малышевском руднике, здесь не было и в помине. Мы почему-то быстро устали и живо набились в автобус. Но и тут реинкарнация Кыштымского Карлика дала о себе знать – к нам в салон без тени сомнений полезла пожилая женщина с маленьким задумчивым мальчиком. И эффект «Ильюши-Алешеньки» повторился – мы впали в странное оцепенение и пребывали в нем, даже когда странные гости поняли, что перепутали автобус и ушли.
После столь активного времяпрепровождения в первой половине дня участники Летней Школы вернулись к более привычному профессиональному способу взаимодействия: Бернард Сарториус провёл групповую супервизию, на которой были отмечены такие моменты в психологической жизни человека, как внешний и внутренний джихад.
Вечер среды был посвящён шаманскому ритуалу. Елена Ратничкина провела, наконец, долго откладываемый ритуал по работе с родом «Дух Предков и Песня Силы». Он позволил каждому совершить значимое путешествие к силе рода через работу со звуком. Ритуал включил в себя совместную работу с шаманскими погремушками, очищение шалфеем и путешествие под звук бубна в трансовой позе «Поющий шаман». Каждый, конечно, переживал это путешествие по-своему, но ответы на свои вопросы в той или иной степени получили все. И даже больше – несмотря на физическое напряжение трансовой позы, после ритуала появилось ощущение глубокого обновления. «Алешенька» отметился и здесь. Даже неловко писать об этом. В самый разгар практики в помещение через неплотно закрытую дверь с улицы проникли никому не известные бабушка и внук. Бой барабана, крик шамана, люди в странных позах и… ребенок из ниоткуда, который стоит почти в центре круга! «Мальчик… Ты это… Иди отсюда!». После ритуала мы забрались в «нашу» восьмиугольную беседку, где под лёгкое вино под светом луны отметили день рождения К.Г.Юнга и завершили три насыщенных дня на землях Кыштымского Карлика.
Утром в четверг мы со всеми сумками и чемоданами споро загрузились в автобус и отправились в последний пункт программы Летней Школы – Ганину Яму. Это не самое весёлое место на свете, но, учитывая «отцовскую тему» Школы, мы в столетнюю годовщину гибели царской семьи просто не могли туда не заехать. По пути мы попрощались ещё с частью участников. Бернард Сарториус двухчасовым поездом отправился в Пермь, где его подхватили наши коллеги из ПААП. Ганина Яма пока ещё только формируется как сакральный центр российского культурного комплекса. И, возможно, у рядового посетителя он пока больше забирает, чем даёт. Думается, спустя пару поколений мы будем иметь по-настоящему ресурсное место, в котором скорбный опыт утраты отцовского начала будет дополнен мистерией его возрождения. Пока мы видим, как формируется, уплотняется ядро мифа, как история облекается призрачным полотном архетипических образов, устраняя не только фактические пустоты, но и неизбежные человеческие противоречия. Реальные люди постепенно превращаются в религиозные образы. Как и в случае с «инопланетянином Алешенькой», мы видим процесс созидания современного мифа. И кому, как не юнгианцам, понимать, что дело это сложное, долгое и кропотливое.
Уважаемые коллеги! Мы искренне рады вашему участию в Юнгианской Летней Школе – 2018 «Духовное золото Урала. Отец Возрождённый». Мы надеемся, что это объемное и многоплановое мероприятие не только подарило вам новые открытия, но и тем или иным образом поддержало вас в нашей с вами непростой работе. В конце концов, аналитик в своей деятельности не может не обращаться к отцовским энергиям, и этому контакту, будем честны, можно учиться всю жизнь. Благодарим вас за отзывчивость, интерес и за вашу живую включенность в события этой Летней Школы!
Ждём вас на следующей Юнгианской Летней Школе в Уфе и на следующих конференциях УрААПП!
Организационный комитет
ЮНГИАНСКОЙ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ
«Духовное Золото Урала. Отец Возрождённый»
Директор Юнгианской Летней Школы:
Терентьева Екатерина Владимировна
Куратор выступлений:
Каблучкова Татьяна Викторовна
Дизайн-макет:
Кононов Роман Алексеевич
Казначей:
Лалаянц Ольга Петровна
Координатор внешних связей:
Арефьева Любовь Павловна
Организационное сопровождение:
Шабалина Елена Юрьевна
Некрасова Лариса Юрьевна
Путин Александр Павлович
Бушмакина-Бове Вероника Андреевна
Третников Пётр Васильевич